О пагубной любви к дому

Один мой знакомый все время женился. И все время несчастливо. Но, в отличие от разнообразно несчастливых семей, упомянутых графом Львом Николаевичем Толстым в его бессмертном романе «Анна Каренина», его несчастливые семьи были несчастливы одинаково.

Начиналось все, как правило, прекрасно и безоблачно: знакомство, влюбленность, совместная жизнь, полная любви. Даже быт не нагнетал скуку и бессилье. А все потому, что был не просто бытом, а чем-то много более осмысленным и прекрасным, и выражался он не в банальном приготовлении еды или вечной уборке, а в облагораживании территории обитания.

В чей бы дом ни вошел мой знакомый в качестве законного супруга, дом тут же начинал преображаться. Стройка и ремонт – вот две стихии, которые сразу и надолго обуревали семейное гнездо. Если гнездо принимало законченный вид, находилось еще что-нибудь, нуждавшееся в чутких и умелых руках моего знакомого. Это могла быть дача, дом, времянка или, на худой конец, лоджия.

Его первый брак начался с постройки сначала одного, а потом и другого дома. Его последний брак закончился после строительства и обживания дачи.

В те периоды, когда он не был женат, он вечно снимал какое-нибудь жилье. И это жилье тоже преображалось в кратчайшие сроки. Но, конечно же, не в таких масштабах и без энтузиазма, присущего моему знакомому при оснащении семейного гнезда.

Какое-то время он даже хотел посвятить себя ремонтам чужих квартир, благо этот бизнес всегда востребован и достаточно хорошо оплачивается, но это как-то не сложилось. То есть своим знакомым он с ремонтами помогал, а поставить дело на поток так и не удосужился, несмотря на любовь ко всяческому строительству.

Что любопытно, когда он рассказывал о своей жизни и семейных перипетиях, большую часть рассказа, как правило, занимала именно сага о домах и их преображении. И лишь меньшую, попутную – жены с их переживаниями и недовольствами.

К чести моего знакомого надо сказать, что ни об одной из жен он не говорил ничего плохого, хотя именно они, а не он, всегда выступали в качестве инициаторов расставания, чем немало удивляли и его, и общих знакомых.

Комментарий психолога Варвары Сидоровой:

Для этого человека брак – это в первую очередь дом. И чем лучше и обихоженнее дом, тем лучше брак. Это пришло из глубин его семейной истории. Вероятнее всего, разводы оказываются для него некоторой неожиданностью. Он же все делает правильно. Он делает то, что в браке является самым важным с его точки зрения, – вьет гнездо.

Подобное отношение к дому не такая уж безумная редкость. Конечно, для разных людей жилье означает разное, и довольно часто встречаются те, для кого семейное гнездо крайне важно. Для таких людей всегда возникает иллюзия: чем лучше дом, тем крепче брак.

Интрига этой истории не в том, как и что он делает, а в том, что он заводит отношения с женщинами, которые видят семейную жизнь не так, как он. Есть женщины (и их немало), которые придерживаются той же точки зрения, что и он. Если бы он женился на таких женщинах, то они были бы ему отличными соратницами, они вместе обожали бы свои домики и гнездышки. Это действительно были бы прекрасные браки.

Но он женится на женщинах, которым нужно другое. Но от него они это «другое» не получают и уходят разочарованными.

Надо обратить внимание, что они ВЫХОДЯТ за него замуж. То есть то, что происходит в начале, их устраивает. Такое впечатление, что триггер, который запускает (инициирует) отношения, и программа, которая их развивает, совершенствует и поддерживает, относятся к разным историям, имеющим разные правила. Видимо, начинаются отношения «про одно» (и под это подбирается партнер), а продолжаются «про другое», что, естественно, не устраивает «подобранного» партнера.

Выходов тут несколько:
1) все-таки увязать два противоречивых сценария в одну историю;
2) найти партнера с таким же загадочным переключением программы;
3) жениться каким-то чудом на женщине, которая сразу «про второе», проскочив первый этап;
4) надеяться, что программа по каким-то причинам сменится (это маловероятно, так как речь тут идет не о доброй воле и намерениях участников, а о бессознательных механизмах, регулирующих отношения).