Что надо знать, чтобы освежить интерьер перед Новым годом

Итак, вы собрались сделать ремонт или просто освежить интерьер, например перед Новым годом. В ваши планы входит окраска стен или декоративная штукатурка. На половину из сотни возникших вопросов вам, разумеется, подробно ответят в магазине, куда вы придете за покрытием, однако другую половину, в том числе, что именно спрашивать у продавцов-консультантов, надо разъяснять самостоятельно.

Хитрости прорабов и прочих помощников
Решив сделать даже небольшой ремонт в квартире, большинство из нас обратится к помощникам-професионалам, и это вполне оправданно и благоразумно. Однако знать основы предстоящих работ небесполезно, ведь на кону стоят ваши время и деньги, выделенные на стройматериалы и, собственно, работу. Рассмотрим несколько примеров.

Прораб весьма нередко ставит заказчика перед фактом типа: «Стена готова под покраску, мы нанесли выравнивающую штукатурку А, шпатлевку Б, грунтовку глубокого проникновения В и таким образом подготовили стену к покраске (как вариант — к нанесению грунтовки под штукатурку)». Или: «Мы зашкурили бревно и загрунтовали грунтовкой А — можно красить». При этом свойства финишного покрытия С (краски или штукатурки, которое чаще выбирает именно заказчик), а также его совместимость с покрытиями А, Б и В часто полностью игнорируется, что в корне неверно.

В идеале вы должны накануне работ сообщить прорабу тип финишного покрытия, а ваш помощник, зная тип основы (кирпич, гипсокартон, дерево и т.п.) подберет оптимальную схему подготовки (может включать, наряду с материалами, необходимые работы). Как показывает опыт, надеяться только на прораба не приходится, поэтому вникайте в подробности строительных работ сами и не стесняйтесь задавать вопросы о целесообразности выбора того или иного материала.

Пример второй. Заказчик хочет покрасить стены известковой краской, а прораб закупил акриловые шпатлевку и грунтовку глубокого проникновения. Известковые краски «любят» впитывающие основания, поэтому акриловые (читай «резиновые») шпатлевки и грунтовки — очень плохой вариант для последующего использования известковых красок. В этом случае чисто минеральные (например, на основе гипса) шпатлевки гораздо лучшая альтернатива акрилу. В любом случае, результат не радует: выброшенные на ненужные материалы и работы деньги плюс потраченные нервы.

И еще пример из той же серии: пресловутое ошкуривание деревянных фасадов (например, из оцилиндрованного бревна) перед покраской. При заводской оцилиндровке поверхностный слой дерева уплотняется, что, несомненно, улучшает его защитные характеристики. Но только в случае, если не вмешается прораб. Он вполне может заявить, что за время дерево изменило свой цвет, пожухло, потускнело, его обязательно следует обновить, т.е. отшлифовать. Вместо выбора цвета краски, который компенсирует эффект естественного потускнения древесины, прораб просит выделить дополнительные деньги на «подготовку древесины». Результат: ошкуренная, т.е. «разлохмаченная» на микроуровне древесина неестественно впитывает краску, цвет может получиться гораздо более насыщенным и «грязным», чем на образце; повышается расход краски, а значит, и ее стоимость. Но самое неприятное — дерево начинает вбирать больше влаги, что приводит к раннему старению древесины.

Подобные примеры можно множить, вывод один: вникайте во все детали стройки, спрашивайте менеджеров, продающих краску, интересуйтесь мнением людей, уже побывавших на вашем месте (делавших аналогичный ремонт) и т.д.

Приступаем к окрашиванию. Какую краску выбрать
Краски можно разделить по нескольким основным критериям.

1. По типу растворителя (его основная функция — равномерно разнести краску по поверхности и, возможно, вглубь подложки): либо это вода, либо органические растворители. Кстати, краски на органическом растворителе не обязательно менее экологичны «водных». Растворителем в краске может быть, к примеру, натуральное апельсиновое масло. Схожим образом — критически — нужно относиться и к так называемым «краскам на водной основе». Это очень некорректное выражение: основа краски, или «связующее», не может быть водой! Речь в таких случаях идет о воде как растворителе, связующее же может и не быть экологически чистым!

2. По типу связующего, которое в краске отвечает за адгезию и прочность покрытия после испарения основной массы растворителя. Среди связующих основными являются акрил, смолы, масла, известь (в известковых красках) и т.д. От связующего зависит долговечность красочного покрытия в том или ином применении. Например, известь является хорошим связующим для красок, которые должны «работать» во влажных помещениях. Масла хорошо сочетаются с деревом и так далее.

3. По происхождению компонентов краски: синтетические или натуральные. Синтетические краски содержат компоненты из нефти, натуральные краски производятся исключительно из растений и минералов.

4. По устойчивости к атмосфере: краски для внутренних или внешних работ. Некоторые краски могут использоваться как внутри, так и снаружи помещения.

5. По целевому назначению: краски для стен, краски по металлу, краски для батарей, краски для дерева и т.п. Некоторые краски подходят только для одного назначения, другие могут быть использованы для окрашивания разных типов поверхностей.

6. По размеру зерна заполнителя: краски гладкие и краски мелко-, средне, и крупно-зернистые. Зернистые краски иногда относят к декоративным штукатуркам.

Кисти или валик

Очень важно использовать для конкретной краски подходящий инструмент. Основными инструментами для нанесения красок на окрашиваемую поверхность являются кисть, валик и/или пульверизатор, и они не обязательно взаимозаменяемы. Чтобы определиться с инструментом, как правило, достаточно спросить менеджера, продающего выбранную вами краску.

Как и краски, кисти бывают синтетическими или натуральными. И жесткость, и длина щетины важны наряду с формой кисти другими важными параметрами инструмента для нанесения краски.

Валики делятся на меховые, велюровые и поролоновые. Как и в случае с кистями, длина ворса и размер валика — важные параметры. В отличие от кисти, валик в большинстве случаев не является самостоятельным инструментом — к нему необходима ванночка для равномерного нанесения краски.

Пульверизаторы различаются (с точки зрения пользователя), главным образом, способностью «работать» с краской заданной вязкости и зернистости. Для выбора оптимального инструмента вам потребуется знать указанные параметры краски.

Как готовить то, что красим

Общие требования к окрашиваемой поверхности универсальны: она должна быть прочной, чистой, химически нейтральной, обезжиренной и совместимой с используемой краской.

Основа
Для обеспыливания и укрепления окрашиваемой поверхности используют грунтовку глубокого проникновения. Под некоторые краски для дерева требуются грунтовки, цель которых либо выровнять впитывающую способность древесины по всей поверхности, либо изолировать вышележащий красочный слой от активных веществ, содержащихся в древесине. Нанесение красок по металлу может предваряться использованием различных антикоррозионных грунтов и т.п.

Количество наносимых слоев краски определяется разными факторами: внешним видом, требуемой степенью защиты, имеющимся в распоряжении временем и т.д. Большинство используемых красок подчиняется простому закону: лучше нанести два тонких слоя, отделенных временем высыхания, нежели один густой. Единственное исключение здесь составляет краска-пропитка или твердое масло для дерева, подверженного износу (как правило, полов). Этот специфический материал густым слоем наливают на пол, размазывают, дают впитаться, а затем удаляют остатки ветошью.

Условия нанесения большинства красок

Температура воздуха в помещении: от +5 до +25 градусов по Цельсию. Температурный режим при покраске необходимо строго соблюдать.

Относительная влажность воздуха: около 50%. Некоторые краски (например, известковые) лучше наносить при больших (около 70%) значениях относительной влажности воздуха.

Влажность древесины (для красок по дереву) при температуре + 10-25 градусов: 12-15%.

Пауза перед нанесением следующего слоя: от нескольких часов до суток.

До нанесения краски ее следует обязательно тщательно перемешать, во время нанесения и высыхания лучше избегать прямого попадания солнечного света.

Хорошее проветривание помещения во время покраски обеспечивает равномерное и полное высыхание красочного слоя за кратчайшее время, поэтому им не следует пренебрегать.

Та же краска, только интереснее

Штукатурки отличаются от красок более крупным заполнителем или большим его количеством (песок, целлюлоза и т.п.), которые визуально добавляют покрытию новое измерение: двухмерная краска становится трехмерной штукатуркой. Это расширяет декоративные возможности покрытий.

В принципе, правила нанесения штукатурки ничем не отличаются от правил окрашивания, перечисленных выше, поскольку свойства красок и штукатурок практически идентичны. Для нанесения штукатурки нужны лишь особые инструменты, однако их так много, что нет возможности перечислить все. Лучшим советчиком в этом вопросе будет продавец-консультант.

Заключительные штрихи

В заключение, в предверии Нового года, — несколько советов по нанесению красочных узоров на стену. Прежде всего, и это самое трудное, подберите цвета, которые бы сочетались между собой. Не бойтесь фантазировать, подходите к делу творчески. Один из актуальных зимних сочетаний – белое, голубое или светло-серое основание, к примеру с серебристым рисунком. Но какое бы решение вы ни приняли, «протестируйте» его на знакомом дизайнере. Или отправляйтесь в компании, торгующие красками и поинтересуйтесь у менеджера, сочетаются ли выбранные вами цвета.

Никогда не используйте универсальный скотч для закрепления трафарета в нужном месте стены — скотч обязательно должен быть малярным! Хороший малярный скотч обладает идеальной липкостью и сохраняет нижележащий красочный слой при отклеивании трафарета.

Не наносите краску трафаретного рисунка валиком или кистью, — используйте губку или тампон с небольшим количеством краски. Слегка обмакните губку в краску и обязательно отожмите его перед применением на черновой поверхности. Это предотвратит затекание краски за трафарет и гарантирует правильное нанесение краски. И помните — два тонких слоя лучше, чем один толстый.