Работы по извлечению шпунта

Значительный объем работ по вибрационному извлечению шпунта был выполнен на строительстве Горьковской ГЭС в1955 г.  и Сталинградской ГЭС в1957 г. Здесь с помощью вибропогружателей ВПП-2 производилась разборка ячеистых шпунтовых перемычек. Подъемными механизмами служили мощные гусеничные паровые краны Шкода, максимальная грузоподъемность которых составляет 25 т.

Работы по извлечению шпунта на этих стройках выполнялись двумя бригадами: одна в составе пяти человек обслуживала кран, а вторая в составе трех человек — вибропогружатель. По данным наблюдений работников Горьковгэсстроя и НИИ оснований в среднем на вибрационное извлечение одной шпунтовой сваи расходовалось 11 мин. На Сталинградгидрострое встретились большие затруднения при извлечении отдельных шпунтовых свай, добивка которых производилась паровоздушными молотами.

При разборке перемычки все же удалось извлечь в основном шпунт, хотя большинство свай оказались сильно деформированными при добивке. Характерными видами деформаций оказались: изгиб низа шпунтовой сваи вследствие встречи с валуном, разрыв замков и выход из него соседней шпунтины и т. п. Все деформированные сваи были извлечены, как правило, одновременно с соседней недеформированной сваей. Отдельные сваи были составлены из двух кусков без прочного стыка между ними. При извлечении нижняя часть их отрывалась и оставалась в грунте.

Экспериментальные исследования и производственные наблюдения, выполненные авторами, показывают, что при соответствующих параметрах вибрирования, когда амплитуда скорости колебаний достигает 0,5-0,6 м/сек и имеет место четко выраженный срыв сваи с грунта, для ее извлечения достаточно приложить силу лишь немногим более веса вибропогружателя со сваей, причем скорость извлечения не должна превышать 0,5-1 м/мин.