Процесс твердения

Процесс тверденияВ процессе твердения портландцемент несколько изменяется в объеме — уменьшается при твердении на воздухе и увеличивается при твердении в воде. Уменьшение объема, называемое усадкой, часто сопровождается появлением терщин. Чтобы избежать этого, твердение цемента, особенно в первое время, должно проходить во влажной среде.

Кроме того, влажные условия совершенно необходимы для нормального твердения цемента, так как если раствор или бетон на цементе высыхает, то дальнейшее твердение цемента прекращается.

При взаимодействии зерен портландцемента с водой выделяется тепло. По ГОСТ начало схватывания портландцемента при температуре 20° С должно наступать не ранее, чем через 45 мин. после затворения его водой, а конец схватывания не позднее, чем через 12 час. Прочность портландцемента характеризуется пределом прочности на сжатие образцов-кубиков с размером ребер 7,07 см, изготовленных из жесткого цементного раствора состава 1 : 3 (по весу) и испытанных через 28 дней.

Показатель предела прочности в 28-дневном возрасте в кг/см2 называют активностью цемента. В зависимости от этого показателя портландцемент бывает марок 400, 500, 600 и 700. Объемный вес портландцемента колеблется в пределах от 900 до 1600 кг/м3 и зависит от марки цемента и степени его уплотнения.

Цемент при его употреблении нужно дозировать по весу.

Цемент перевозят навалом в специальных железнодорожных вагонах или автоцементовозах либо упакованным в бумажные мешки из 4-6 слоев непропитанной бумаги.

Погрузочно-разгрузочные работы с неупакованным цементом выполняют пневматическими и пневмомеханическими установками.

Разгрузчик РАУ-3 нагнетательного действия.

Он состоит из двух поперечно расположенных подгребающих шнеков со встречными витками, привода шнеков, напорного шнека с электродвигателем, камеры для смешивания цемента с воздухом (аэрационной), ходовых колес и поворотного патрубка, который соединяется с гибким шлангом; по шлангу цемент подается в приемное устройство склада.

Дальность подачи материала 8-10 м при производительности до 60 т/час. Сжатый воздух подается компрессором в аэрационную камеру.

Для перевозки цемента на стройках используют автоцементовозы, представляющие собой герметические резервуары, установленные на шасси автомашин или на прицепах и полуприцепах. Наиболее распространены в настоящее время автоцементовозы с пневматической выгрузкой С-571 и С-386А с прицепом.

Автоцементовоз С-386А имеет вертикальную цистерну емкостью 3,5 м3, установленную на шасси автомашины ЗИЛ-164Р, и прицеп 810А с цистерной такой же емкости.

Цистерны имеют цилиндрический корпус со сферической крышкой и днищем. Для разгрузки цистерн днище оборудовано специальной системой пористых элементов (аэрирующих).

К ним поступает сжатый воздух от компрессора, который приводится в действие от двигателя автомашины. Высота подачи цемента 15-18 м при производительности 40-60 т/час. Автоцементовоз С-571 состоит из автотягача и цистерны-полуприцепа, установленной с уклоном 7° в сторону выгрузки.

В ее передней части предусмотрена откидная опора, которая позволяет использовать цистерну в качестве передвижного расходного склада на строительных объектах.

Цистерну загружают через верхние люки, разгружают сжатым воздухом от компрессора, который приводится в действие от двигателя автотягача.

Воздух подается в нижнюю часть цистерны — в аэрожелоб, перекрываемый пористой пластиной.

Высота подачи цемента по шлангам или трубам — до 20 м при производительности 20 — 40 т/час. Цемент хранят по маркам и видам в отдельных инвентарных металлических емкостях (бункерах) или закромах закрытых складов.

После 3 месяцев хранения цемент теряет активность до 20%, после 6 — до 30%, а после года — до 40%.